Как отвести ребенка к стоматологу в 3 года.

Материал взят из блога стоматолога  Станислава Васильева.

Сегодня мы затронем не менее актуальную тему и она, скорее, психологическая, нежели стоматологическая. Поводом для статьи стало множество вопросов о том, как уговорить, как настроить ребенка на стоматологический прием. Надеюсь, несколько приведенных ниже простых советов помогут Вам и Вашему ребенку легче “пережить” поход к стоматологу.

Для начала – немного поклассифицируем:

Условно, всех детишек, которые приходят к стоматологу, можно разделить на три группы:

  1. Которые НИКОГДА не были у стоматолога.
  2. Которые были у стоматолога, но получили массу негативных эмоций.
  3. Которые были у стоматолога и остались довольны.

Естественно, о последних мы говорить не будем – с ними, как правило, ни у доктора, ни у родителей проблем не вызывают. Мы поговорим о первых двух группах, в работе с которыми есть принципиальная разница. И наша задача – перевести детишек из первой и второй групп – в третью. Только как это сделать? Об этом и пойдет речь ниже.

Что важно знать в первую очередь

  • Если боитесь вы – боится и ваш ребенок. Поэтому необходимо избавиться от собственного страха. Если не получается – поручите поход к стоматологу супругу, бабушке, дедушке и т. д., то есть тому, кто не боится.
  • Стоматологический прием для ребенка – это стресс. Если ему при этом говорят, что это стресс или намекают на это действиями – его детская впечатлительность сделает свое дело. Поэтому относиться к стоматологам надо как к чему-то заурядному, обычному, каждодневному – как, например, к походу в магазин.
  • Абсолютно неконтактных детей не бывает. Бывают детишки, к которым трудно найти подход.
  • Нельзя пугать стоматологами. Фразы типа “не будешь чистить зубы – отведу тебя к зубному врачу” сделают только хуже – ребенок и зубы чистить не станет, и к стоматологу никогда не пойдет.
  • Нельзя хвалить ребенка за разгром в клинике, типа: “как мы показали этому доктору” или “как ты ловко укусил его за палец!”. Рассказывать с восхищением то, что ваш малыш набуянил у доктора, также не стоит – этого следует стыдиться.
  • Никогда не унижайте ребенка на приеме. Не обещайте его отшлепать или поставить в угол, если он ведет себя плохо. Лучше не сделаете, а дополнительного стресса прибавите.
  • Не пугайте ребенка тем, что сейчас приведете дядю, папу или милиционера. По той же самой причине – дополнительный стресс.
  • Чем раньше вы начали водить вашего ребенка к врачу – тем лучше. Ваше чадо не только привыкнет к доктору, но и будет воспринимать его как необходимую часть своей жизни.
  • Чем чаще вы ходите к стоматологу – тем меньше работы надо делать. Одно дело – пролечить один-два кариеса, второе – лечить уже пульпиты и периодонтиты зубов. Последнее более трудоемко, требует от ребенка большей усидчивости и терпения. К тому же, лечение кариеса стоит явно дешевле и более надежно, чем лечение его осложнений.
  • Профилактический осмотр – самый легкий для ребенка вид стоматологического приема. Возьмите за правило дважды в год посещать стоматолога – даже если в полости рта никаких проблем нет. В этом случае, вы не только предупреждаете проблемы и проводите профилактику заболеваний, но и прививаете вашему малышу хорошую привычку.

С какого возраста нужно начать посещать стоматолога?

Этот вопрос часто задают на родительских, стоматологических и педиатрических форумах.
На мой взгляд, первый поход к стоматологу надо планировать в период прорезывания молочных зубов – в возрасте до одного года.

Понятное дело, что вряд ли доктор что-то будет делать – но вы будете спокойнее, что у ребенка все проходит так, как надо.

При необходимости, только что прорезавшиеся молочные зубки можно будет покрыть фторлаком – крепче будут.

Отдельная тема – это уздечки языка, верхней и нижней губы. Я уже немало копий сломал на том, чтобы доказать – в возрасте до 6-7 лет не имеет смысла делать пластику уздечек. Единственное исключение – рассечение уздечки языка производится у новорожденных в возрасте до 1 месяца в случае, если существует проблема с грудным вскармливанием. Других показаний нет.

До 2-3 лет можно посещать стоматолога раз в год, после трех лет – необходимо делать это 2 раза в год.

Неважно, есть ли у ребенка проблемы с зубами, вам ничего не мешает придти, побеседовать с доктором, при необходимости – провести какие-то манипуляции и расстаться до следующей встречи.

При этом ваш малыш никогда в жизни не будет бояться врачей – вы же ходите к ним регулярно, а значит, бывать у врача – это нормально.

Теперь перейдем к самому сложному – к нашим группам. Итак,

Первая группа: Дети, которые никогда не были у стоматолога

  1. Выбирайте детскую клинику и специалиста, который умеет работать с детьми. Никаких взрослых врачей – детская стоматология на порядок сложнее, а к самим детям должен быть особый подход.

    Если вы попадете к “живодеру” (такие очень часто встречаются в муниципальных поликлиниках), то переведете своего малыша не в третью группу, а во вторую (а выход из нее ооочень сложный). Соответственно, на докторе, особенно в первый раз, экономить не стоит.

  2. Забудьте слова “укол”, “сверлить”, “выдирать”, “больно” и т. д.

    Всего этого в детской стоматологии нет – зато есть “заморозка”, “рисование и жужжание”, “выпадение и шатание”, “неприятно” и т. п.

  3. Лучше всего придти к доктору по записи, точно-точно в свое время – чтобы малыш не ждал в коридоре. Там он может услышать и почувствовать много всего неприятного, а это, однозначно, помешает приему.

    Если же вы приехали раньше, или ваш доктор просит вас подождать, лучше выйти на улицу и погулять около клиники.

  4. Естественно, ваш малыш будет интересоваться, зачем его сюда привели и что ему будут делать.

    На это можно ответить, что все его друзья, родственники и знакомые уже давно побывали у доктора, а он еще не был – важно заставить его почувствовать, что он – такой же как все. Вроде “они большие и с ними все играют – потому что они ходят к доктору” ну и что-то в этом роде.

  5. Можно поиграть дома в стоматолога – показать в зеркало его зубки, посмотреть свои, либо порисовать, вылепить зубик из пластилина с червячком – и вместе червячка вытащить.
  6. Заранее договоритесь с доктором об условных знаках и о темах разговора с ребенком.

    Если ваше чадо всерьез увлечено музыкой – пусть доктор поспрашивает его о музыке. Ну и так далее – имеет смысл предупредить доктора о том, о чем говорить нельзя.

  7. На приеме у доктора ведите себя обычно – никакого сверхвнимания, никаких суперэмоций и т. д. Все также, будто вы вместе пришли в магазин за покупками.

    Ваше повышенное внимание, ласка и забота заставляют ребенка насторожиться – что сейчас с ним будут делать, если мама такая ласковая? Поэтому – чуть твердости в характере и скупости в эмоциях.

  8. Иногда малыша надо поддержать – но не переборщите. Не надо накидываться на ребенка с поцелуями и обниманиями после того, как только что сделали анестезию.

    Да, у него слезы накатились, жалко его… но… можно просто похвалить то, какой он герой, и добавить, что Ванька из третьего подъезда на этом моменте позорно плакал, а ты вот у меня такой молодец….

  9. Нельзя ребенку идти на уступки. Нельзя потакать. Будьте строги, но справедливы – если ваш малыш вел себя хорошо – похвалите. Если плохо – поругайте.

    Никаких поблажек.

  10. Про подарки. Часто слышу от родителей: “Вот полечим зубки – куплю тебе Айфон”. В итоге, само лечение становится предметом шантажа. Если после него вы купите Айфон – в следующий раз придется покупать Макбук Про. Если нет – ребенок перестанет вам верить. И стоматологу тоже.
  11. Лучше всего будет.

    если ребенку подарок подарит врач. Поэтому имеет смысл заранее позаботиться о презенте и отдать его доктору с просьбой вручить после лечения зубиков. Причем, подарок должен быть самым обычным, какие вы делаете вашему малышу раз в неделю – машинка или куколка.

  12. После лечения спросите у ребенка, понравилось ли ему. В идеале – должно понравится.

    Если нет – выясните почему и используйте полученную информацию при следующем визите к стоматологу. Лучше всего с доктором ей также поделиться.

Бывает такое, что малыш наслушался всякой гадости о стоматологах в детском саду или школе, от сверстников. В этом случае, он будет бояться, особенно если тот, кто эти гадости говорил, является для ребенка “авторитетом”.

Тут лучше всего не убеждать ребенка в обратном, а понизить авторитет рассказчика, вроде: “А ты знаешь, какой Петька трус? Он даже тараканов боится! Ты вот у меня герой – и тараканов не боишься! Я тобой горжусь!”. А иногда имеет смысл использовать общественное мнение (дети им очень дорожат, в отличие от нас, взрослых): “Меня попросили перед классом рассказать то, как ты себя вел у доктора. Ты ведь меня не подведешь, верно?”. Опозориться перед классом… что может быть хуже?

Если все прошло так, как мы с вами договорились, то ваш ребенок получит от стоматологического приема только положительные эмоции – перейдет в третью группу и до конца жизни будет вам благодарен.

Вторая группа: дети, которые уже были у стоматолога и получили негатив

Вот это – самые сложные в работе дети. Иногда совершенно безнадежные. Как правило, они приходят уже с серьезными проблемами в полости рта – либо из-за того, что их просто давно не водили к стоматологу, либо по причине того, что они не дают себя лечить. Естественно, серьезное заболевание требует более серьезного лечения – отсюда дополнительные нервы, стресс и расходы.

  1. По возможности, найдите другого врача. Если нет такой возможности, вместе с доктором сделайте все, чтобы нынешний прием не был похож на предыдущий – неплохо бы выяснить, что ребенку больше всего не понравилось.
  2. Никаких слов, что вы и доктор произносили раньше – придумывайте новые слова. Если в прошлый раз “замораживали”, то сейчас надо “поливать водичкой”, “мазать мороженкой” и т. д.
  3. Дайте ребенку посмотреть все оборудование и инструменты (естественно, без колющих и режущих частей). Пусть сам убедится, что ничего страшного на этот раз нет. Иногда можно дать ему в руки какой-нибудь инструмент (зеркало, например).
  4. Будьте строже. Пусть ваш малыш почувствует, что никаких поблажек ему не будет. Пути для отступления отрезаны.
  5. Нельзя торопиться. Есть такое понятие как усталость – чем дольше идет лечение, тем оно спокойнее.
  6. Иногда имеет смысл показать ребенку пример – сами сядьте в кресло, пусть доктор вас посмотрит (и/или полечит). При этом, сделайте вид, что получаете от этого удовольствие.
  7. Все пункты из первой группы, в принципе, работают и здесь – перечитайте их еще раз.

Если же лечение не удается – а такое вполне может быть, – лучше не доводить ребенка до истерики. Перезапишитесь на другой день (обязательно согласуйте это с малышом – типа “ты сам решай, когда мы пойдем к доктору”). Естественно, выясните, почему он не захотел лечиться – проблему надо устранить.

Не бойтесь ходить к доктору и один, и два, и три раза – хороший врач вас поймет.

Некоторые клиники предлагают адаптацию – стоит обратить на это внимание. За время адаптации ваш ребенок играет со стоматологом в разные игры, учится чистить зубы и т. д. – у него появляется доверие к врачу, пропадает страх.

Иногда я проводил показательное лечение – какой-нибудь уже знакомый мой маленький друг показывал “новичкам”, как надо вести себя у доктора и то, что в лечении нет ничего страшного. Так уж повелось, что дети больше верят сверстникам, нежели взрослым.

К тому же, среди них существует конкуренция за внимание старших – это надо использовать.

Немного о детской стоматологии

  1. Вопреки распространенному мнению, детская стоматология более сложная, чем взрослая.
  2. Все манипуляции в ней должны осуществляться под анестезией. Ничего без анестезии делать нельзя – даже лечить банальный кариес.
  3. Анестезия должна делаться так, чтобы ребенок не видел ее и не чувствовал – ловкость рук и никакого мошенничества.

    Хорошие доктора умеют это делать.

  4. Если пломба через два дня после лечения выпадает – значит, вы попали не к тому доктору. Требования к пломбированию молочных зубов даже выше, чем к пломбированию зубов постоянных.
  5. Рентгендиагностика в детской стоматологии является обязательной и такой же необходимой, как и в стоматологии взрослой.

  6. Не все стоматологи имеют навыки работы с молочными зубами и детьми в целом. Поэтому и есть специальность  “стоматология детская”.
  7. Для детей существует специальные анестетики, пломбировочные материалы и расходники. Это очень важно знать, ибо многое из взрослого приема детям не подходит.
  8. Детская стоматология на месте не стоит.

    Она идет вперед широкими шагами. Сейчас есть даже коронки и ретракторы для молочных зубов.

  9. Не бывает плохих зубов от рождения. Бывает плохая гигиена полости рта и неумение чистить зубы.
  10. Лечение зубов под общим наркозом скорее вредно, нежели полезно. По возможности, общего наркоза надо избегать. А избегать его удается в 99,9% случаев.

Напоследок, пару слов о самих детях и их родителях

Не бывает детей неадекватных. Бывают неадекватные родители и врачи.
Будьте адекватными))).

Как отвести ребенка к стоматологу в 3 года.

В детской стоматологии не “ставят пломбы”, а “залепливают жвачкой домики для червяков”.

Как отвести ребенка к стоматологу в 3 года.

А сами зубки не “сверлят”, а “рисуют на них принцесс и танки”.

Удачи Вам.
С уважением, Станислав Васильев.

Аксиомы поведения ребенка у стоматолога. Часть 2

В. В. Бойко
д. пс. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ

Страх перед стоматологом и лечением полости рта часто формируется под влиянием родных и близких. Этот факт многократно подтвержден научными данными и практическим опытом медперсонала. Механизмы внушенной стоматофобии известны.

Либо родные, желая помочь ребенку справиться с ожиданием неприятного, невольно используют триггеры типа «не бойся», «страшно (больно) не будет». Либо в присутствии детей они когда-то воспроизводили картинки и пережитые состояния на тему «как было больно у стоматолога».

Либо озвучивали свой негативный стоматологический опыт в духе «как я не люблю стоматологов».

О родителях и общении с ними

Если лечение зубов для ребенка является стрессовой ситуацией, то родители также находятся в стрессовом состоянии.

Случается, родители формируют негативный стоматологический опыт, применив насилие в кабинете врача. Мать или отец грубо удерживают малыша в кресле, шлепают.

Ребенок сопротивляется и надолго запечатлевает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека.

Если родители давят на ребенка на приеме, он запоминает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека

Сопровождающие лица всегда внимательно наблюдают и оценивают, как относятся к ребенку врач и ассистент. Примеры из отзывов мамы по обратной телефонной связи: «Я была поражена равнодушием врача и ассистента к моему ребенку.

Они ничего не сделали, чтобы успокоить его».

«Ни врач, ни ассистенты не умеют обращаться с детьми! За все время лечения они не сказали ни слова, чтобы успокоить ребенка, а иногда просто теряли терпение и начинали откровенно торопиться».

Разумеется, сопровождающие лица замечают также и хорошую работу медперсонала. Особенно радуют отзывы, в которых говорится о позитивном влиянии врача и его помощника на психологическое состояние ребенка: «У нас был негативный опыт лечения зубов в других фирмах. Но после лечения у вас мой ребенок перестал бояться. Это заслуга как врача, так и ассистентки».

Восприятие работы медперсонала взрослыми клиентами охватывает все аспекты консультации и процесса лечения.

Соблюдение мер безопасности, тщательность осмотра ребенка, ответственность при составлении рекомендуемого плана лечения, доказательность предлагаемых вариантов лечения и, конечно, особенности общения с ребенком.

Посещая двух-трех врачей одной или разных клиник, родители расширяют диапазон наблюдаемых явлений, невольно повышают тем самым уровень своей потребительской компетенции и делают выводы о том, кто из докторов и ассистентов работает лучше, а кто хуже.

Из отзывов по обратной телефонной связи: «Очень понравилось лечение у доктора Х и ее ассистента. С младшим сыном на последнем приеме были у другого врача, где не было подхода к ребенку ни со стороны доктора, ни со стороны ассистента».

Подобные примечания сопровождающих лиц наводят на мысль о том, что есть стоматологи и ассистенты, которые а) не рефлексируют свое поведение на приемах; б) не утруждают себя установлением эффективных контактов с детьми; в) не задумываются о том, как работают коллеги и что полезного можно заимствовать из их опыта общения с детьми.

Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику. Принимая во внимания эту аксиому, стоматолог проводит экспресс-диагностику родителей и использует адекватные приемы установления отношений с ними и формирования терапевтического союза. (См. подробнее в томе VI «Врач, ребенок, родитель».)

Никогда не ругайте ребенка при родителях и других сопровождающих лицах, включая бабушек, дедушек, братьев, сестер, нянь.

Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику

Чем старше ребенок, тем чувствительнее он воспринимает критику в свой адрес.

Пока ему 4—6 лет, недовольство со стороны старших вызывает эмоциональный протест вовне: грубость, повышенная активность, сопротивление требованиям.

С возрастом защитная реакция переживается больше внутренне: ребенок замыкается, обижается, чувствует себя подавленным, униженным. Критика в адрес ребенка задевает самолюбие родителей.

Чем старше ребенок, тем отчетливее он переживает критику на уровне самосознания, воспринимает критику как принижение чувства собственного достоинства.

Бывает, родители присоединяются к критике стоматолога в адрес ребенка: «Слушайся доктора», «Я тебя накажу за то, что не даешь лечить». В подобных случаях сопротивление лечению может усиливаться, а страдания ребенка могут еще больше травмировать его психику. Стоматологи ошибочно считают, что такое участие родителей есть доказательство возникшего терапевтического союза.

Общаясь на приеме с сопровождающими лицами, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не слышал того, что может насторожить и напугать его.

Некоторые стоматологи почему-то полагают, что ребенок в кабинете игнорирует разговоры старших. Напротив, он внимательно ко всему прислушивается: как бы чего не случилось, готова ли мать защищать его, хороший или плохой этот врач.

Из наблюдений психолога:

  1. Стоматолог в присутствии ребенка объясняет матери: «Надо под общим наркозом удалить 4 зуба». Казалось бы, «приговор» врача непонятен шестилетнему пациенту, но почему он при словах доктора весь напрягся?
  2. Врач поясняет отцу ребенка, что лечение будет сложным и длительным. Девочка расплакалась. …«Эти передние зубы придется удалить, девочка походит без зубов, пока что-нибудь не придумаем», — говорит врач, показывая маме рот ребенка. Девочка мгновенно расстроилась и хотела встать с кресла, чтобы уйти из кабинета.

О стратегиях взаимодействия с детьми

Нейтрализация негативного поведения ребенка начинается до входа в кабинет стоматолога. Важную роль играет участие родителей в подготовке ребенка к визиту в клинику. Главное — не настораживать его, не подчеркивать неприятность и ответственность момента. Посещение стоматолога — обычное мероприятие.

Администратор, записывая ребенка на прием, советует выбрать время с учетом режима дневного отдыха малыша, приема пищи.

В клинике есть игровая комната, где пациент может отвлечься от неприятных мыслей о предстоящем лечении.

Если это современная клиника, в ней предусмотрены те или иные модели предварительной релаксации детей, есть аниматор или психолог. (См. подробнее том VII «Сервис — детям».)

Помните, нельзя обманывать детей. Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно.

В случае необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его.

Например, врач, завершив осмотр, говорит: «Хочешь ли ты полечить зуб сегодня, чтобы не приходить в другой раз?» Или: «Ты согласен полечить зуб сегодня, чтобы мама еще раз не отпрашивалась с работы?

Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно. При необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его

Дети в любом возрасте нуждаются в позитивной эмоциональной поддержке со стороны взрослых. Научитесь легко и без промедлений подкреплять позитивными эмоциями выполнение ребенком ваших просьб, проявленное им терпение, дисциплину. У вас всегда наготове радостная улыбка, широко открытые веселые глаза, ободряющий голос.

При этом позитивные эмоции должны быть достаточно интенсивными, рассчитанными на детское восприятие. Скупые эмоции, сопровождаемые невыразительной экспрессией, не достигают зон адекватного реагирования со стороны детей. В первую очередь это относится к малышам.

Если бы речь шла о взрослом, мы сказали бы: он не верит в вашу искренность, а ребенок не улавливает информационный посыл нашей «блеклой» экспрессии.

Иное дело эмоции негативного диапазона: ваше раздражение, строгий взгляд, холодный голос, как и вялые, неопределенные по окраске эмоции, мгновенно напрягают детей и подростков. Это легко объяснить: психика прежде всего настроена на отражение угрожающей среды.

Побуждая испуганных детей открыть рот, показать зубки и приступать к лечению, никогда не прибегайте к угрозам. Инстинктивный страх нельзя преодолеть угрозами. Угроза в данной ситуации вызывает у ребенка дополнительное сопротивление.

Взрослые понимают, что угрожать детям нехорошо, тем не менее они делают это непроизвольно, не вдумываясь в суть своих требований и высказываний.

Например, угроза звучит в интонации, с которой доктор произносит фразы «перестань упрямиться», «будешь так вести себя, я тебя не буду лечить», «если я не вылечу твой зуб, он будет болеть».

Хуже всего, когда стоматологи рассматривают угрозу как атрибут своей практики. Вот выдержка из анонса одной детской стоматологической клиники, свидетельствующая о психологической некомпетентности авторов: «В нашей клинике не забыты вниманием и маленькие пациенты.

Прием ведут врачи, прошедшие специальную психологическую подготовку, умеющие сгладить травму детской психики при посещении стоматолога.

Если ваш ребенок ни под какими угрозами не садится в кресло стоматолога, а лечить зубки надо, остается одно средство — общая анестезия, техникой которой наши врачи владеют в совершенстве».

Может быть, стоматологи упомянутого учреждения в совершенстве овладели общей анестезией, но то, что они не имеют психологической подготовки, очевидно. Психологически просвещенные стоматологи не будут упоминать угрозы в качестве средства усаживания детей в кресло.

В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», т. е. негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого.

Общаясь с детьми, исключите любые формы назидания и упреков. Приемлемо дать совет ребенку, уместно поинтересоваться, как он сам оценивает ситуацию. Можно привести в пример сверстников, младшего или старшего брата, сестру. При этом не должно быть негативного сравнения вроде «вот он (она) хороший, а ты плохой».

В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», то есть негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого

Нельзя демонстрировать детям и их сопровождающим безразличие и тем более негативную позицию кого-либо из членов команды. Отступления от данной аксиомы наблюдаются в разных формах.

Например, администратор не стала утруждать себя поиском времени для записи ребенка на прием в удобное для него время; забыла сообщить родителю о выходе на работу лечащего врача; записала ребенка на прием, не выяснив, есть ли у него повышенная температура (в такой ситуации детей лечат в стационаре).

Небрежное отношение к родителям проявил врач, что видно из рекламаций по обратной связи: принял решение о лечении, не получив одобрения; не согласовал стоимость, агитировал за премедикацию и обещал, что она пройдет без проблем, а на самом деле ребенок перенес ее тяжело.

Во взаимодействии с ребенком следует исходить из его поведения в клинической ситуации, а не руководствоваться возрастом, который указан в его медицинской карте.

Например, если пятилетний малыш на приеме повел себя как трехлетний, то для начала с ним надо вести себя, как с трехлетним. Неуместны упреки: «ты уже большой», «такие детки, как ты, ведут себя хорошо» и т. п.

Оценив психический статус ребенка, а также позицию родителей, вы принимаете решение: надо постепенно менять тактику общения с данным ребенком и доводить ее до возрастной нормы или этого делать не следует. При этом вы не должны выходить за рамки своей компетентности.

Вы не психотерапевт, чтобы изменять поведение ребенка при помощи специальных коррекционных мероприятий. Вы не педагог, чтобы давать родителям грамотные советы. Вы — врач, делайте свою работу.

В то же время стоматолог обязан реагировать на любые подмеченные аномалии в здоровье и поведении ребенка — таков канон современной стоматологии.

Пример из практики. Детский стоматолог с большим стажем рассказывает коллегам о пациентке в возрасте четырех лет, которая носит памперсы. Доктор эмоционально обсуждает ситуацию: «Как такое возможно? Куда смотрит мать? Что дальше будет с девочкой?»

Комментарий. Случай нетипичный, и нужно проявить деликатность. Какое-либо воздействие на ребенка категорически исключено. С мамой нужно обязательно доверительно поговорить, чтобы, во-первых, узнать причину ношения памперсов, а во-вторых, посоветовать обратиться к кому-то из специалистов (психотерапевт, уролог).

Стратегия взаимодействия с детьми на приеме должна учитывать их возрастные интеллектуальные возможности. Понятное подростку будет пустым набором слов для шестилетки. Если врач хочет настроить ребенка на позитив, нужно использовать обращения и доводы с учетом возрастных интеллектуальных различий. Можно рассчитывать на ожидаемый эффект, если говорить, например, так:

  • дошкольникам: «Посиди с открытым ртом, пока я буду считать до десяти»;
  • детям 7—8 лет: «Посиди с открытым ртом, считая про себя до десяти»;
  • детям 12 лет и старше: «Когда вырастешь, у тебя будут красивые, здоровые зубы».

Маленький ребенок руководствуется не разумом и не моралью, поэтому следует отказаться от рационального подхода к нему. Не следует рассчитывать на эффективность уговоров, доводов и обещаний чего-то полезного и приятного. Все, в чем он нуждается, — это удовлетворение его базовых потребностей и получение удовольствия от этого «здесь и сейчас».

Дети неформальны, обычно открыты и простодушны, поэтому быстро отзываются на естественный и дружественный подход.

Вместо «Здравствуй, Петя» лучше сказать: «Привет, Петя, как ты сегодня?» Вместо «проходи сюда, садись» скажите: «Ты, конечно, хочешь поскорее сесть в это интересное кресло.

Ты сам сядешь или тебе помочь?» Такие фразы звучит неформально и одновременно стимулируют проявление самостоятельности.

Переход к 1-й части…

Литература

  1. Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том I. Клиника — под ключ, 2009. — 1008 стр. Том VI. Врач, ребенок, родитель, 2013. — 520 стр. Том VII. Сервис — детям, 2012. — 200 стр.

9 СОВЕТОВ,КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПЕРВОМУ ВИЗИТУ К СТОМАТОЛОГУ

Очень важно правильно подготовить ребенка к первому визиту, ведь это посещение может определить отношение ребенка к зубному врачу на всю жизнь. Мы расскажем, как правильно настроить маленького пациента, создать нужное настроение и избежать зарождения комплексов.

Совет 1.

Расскажите о визите к детскому стоматологу как об интересном событии. Например, как о знакомстве с новыми друзьями.

Совет 2.

Называйте детского стоматолога по имени. Поясните, что это доктор, который посмотрит, «какие красивые у тебя зубки».

Совет 3.

Не обещайте дорогого подарка за хорошее поведение — ребенок может подумать, что ему предстоит сделать что-то очень трудное.

Совет 4.

Не говорите, чтобы он «не боялся», «что не будет больно» или «надо будет потерпеть».

Мысль, что посещение детского стоматолога требует смелости или может причинить боль могла и не приходить ребенку в голову.

Совет 5.

Не рассказывайте ребенку, что ему будут делать, особенно, если это касается анестезии, удаления или пломбирования зубов.

Детский стоматолог индивидуально определит, что необходимо знать вашему ребенку перед процедурой.

Совет 6.

Выберете утреннее время для первого визита, чтобы ребенок не думал о предстоящем весь день. Кроме того,

маленькие дети, как правило, ведут себя лучше в утренние часы.

Совет 7.

Ребенка в клинику должен сопровождать один родитель. Возьмите с собой любимую игрушку.

В «Мегадента Клиник» есть специальная игровая комната, вы можете прийти на 10-15 минут пораньше и ребенок сможет поиграть.

Совет 8.

Отнеситесь к первому визиту детского стоматолога со всей серьезностью.

Очень важно придерживаться взаимодействия Ребенок-Родитель-Врач.

Совет 9.

Покажите ребенку видео-визитку вашего стоматолога на ► канале 

Акцентируйте внимание на яркой одежде, добрых глазах, красивой обстановке. Это поможет быстрее наладить контакт на встрече.

Снимите первый визит к стоматологу на телефон: дети любят смотреть на себя со стороны. В итоге следующий поход станет еще желаннее.

Запись на консультацию +7 (343) 342-00-00 или  по ссылке ► на сайте

Работаем с 08:00 до 21:00

Как подготовить ребенка к походу в стоматологию: 7 важных правил | Центр стоматологии «Виртуоз»

Первый поход с ребенком в стоматологию — серьезное и ответственное мероприятие в жизни молодой семьи. Все страхи родом из нашего детства, ведь известно, что причина стоматофобии у большинства взрослых — это неудачный опыт лечения зубов в прошлом.

Именно поэтому очень важно, чтобы первая встреча с доктором прошла удачно и не оставила в памяти малыша неприятный опечаток, который может потом трансформироваться в страх перед стоматологией.

Рассмотрим несколько важных советов, которые помогут родителям подготовить малыша к первому визиту в стоматологию:

— Не откладывайте поход в стоматологическую клинику Виртуоз до того момента, когда у малыша возникнут реальные проблемы с зубками. Оптимальный возраст для первой встречи со стоматологом — один — два года. Во время первого посещения стоматологии ребенок изучит окружающую обстановку и познакомится с врачом.

Также стоматолог проведет профилактический осмотр — посмотрит, в каком состоянии зубки и десна крохи, правильно ли они растут, нет ли кариеса. Даже если в результате осмотра обнаружатся какие-то проблемы с зубками, лечение стоит отложить до следующего визита.

Так у малыша останутся только положительные воспоминания о стоматологии, и в следующий раз он без проблем согласится идти на прием к врачу. Посещать стоматолога с ребенком нужно раз в полгода.

Так он привыкнет к систематическим визитам, и не будет бояться лечения в будущем, а Вы сможете предотвратить образование кариеса или других возможных проблем с зубками.

— Следует понимать, что изначально у ребенка нет страха перед лечением зубов, ведь он не знает, что его ожидает в стоматологической клинике. В большинстве случаев этот страх прививают малышу родители, сами не замечая того.

Не допускайте этой распространенной ошибки. Для этого в первую очередь следует успокоиться. Если ребенок почувствует страх родителей, это состояние передастся и ему.

Также не стоит акцентировать внимание на важности и неприятности события, так малыш не будет нервничать.

— Хороший способ подготовить ребенка к походу в стоматологическую клинику – поиграть с ним дома в «стоматолога». Полечите зубки зайчику или кукле, и в процессе игры расскажите, какие манипуляции проводит врач и как нужно вести себя в стоматологическом кабинете.

Рассказ должен быть интересным, увлекательным и не страшным. В рассказе о стоматологии не применяйте слова, которые могут напугать кроху. Лучше заменить такие слова более простые и понятные для малыша.

Так ребенок будет иметь представление о том, что его ждет в кабинете стоматолога.

— Ситуация, когда ребенок ни разу не был у стоматолога, а зуб уже заболел, конечно, более сложная. Ни в коем случае не стоит обманывать ребенка, и говорить, что «будет не больно», если лечение предстоит болезненное.

Так малыш испытает стресс не только от посещения стоматологии, но и от обмана родителей. В дальнейшем заслужить доверия ребенка будет сложно. Лучше честно сказать, что «будет немного неприятно, но он с этим справится».

Обязательно сгладьте это признание рассказом о приятном событии, которое ждет кроху после посещения врача.

— В день посещения стоматолога ребенок должен выспаться и быть в хорошем настроении. Обязательно хорошо покормите малыша перед походом в клинику, особенно, если ему предстоит лечение. Ведь после посещения врача минимум два — три часа есть будет нельзя.

— Если ребенок капризничал, и поход к стоматологу пришлось отложить, не нужно ругать малыша. Лучше спокойно с ним поговорить, выяснить его страхи, касающиеся визита к врачу, и постараться развеять их.

Если ребенок хорошо себя вел, и посещение стоматологии прошло удачно, обязательно похвалите малыша и поощрите его каким-то небольшим подарком.

Малышу, безусловно, это будет приятно, и в следующий раз он пойдет в клинику с большей охотой.

— Конечно, очень важно выбрать хорошую стоматологическую клинику и опытного детского стоматолога. Для первых встреч ребенка с доктором лучше остановить свой выбор на частной стоматологии со специально оборудованным кабинетом для малышей.

В такой клинике большое внимание уделяется обстановке в детском кабинете, они красочный и уютный, ребенку будет интересно и не страшно в нем находиться.

Врачи в частных клиниках, как правило, более приветливые, и лучше находят язык с маленькими пациентами.

Центр стоматологии «Виртуоз» в Воронеже — высококлассная стоматологическая клиника, признанная лучшей в городе.

Одна из номинаций, в которой стоматология «Виртуоз» одержала победу в престижной премии «LUX-TIME» — «Детский доктор». Это позволяет с уверенностью рекомендовать данную клинику для малышей.

Лучшая награда для родителей — счастливая здоровая улыбка своего ребенка, поэтому запишитесь на прием к стоматологу уже сейчас!

Как подготовить ребенка к посещению стоматолога

Авторы: Габидуллина З.Р.

Своевременное лечение молочных зубов необходимо для того, чтобы «не испортить» постоянные!!! Т.к. воспаление от нелеченного молочного зуба может повредить зачаток постоянного зуба, который находится в кости под молочным. А также — раннее удаление молочных зубов приводит к формированию неправильного прикуса у ребенка в будущем!!!

1) Прежде чем вести ребенка к стоматологу, желательно заранее найти хорошего доктора по рекомендации. Водить ребенка на профилактические осмотры, не дожидаясь, когда заболит зуб, чтобы не бегать потом и не искать ближайшую работающую стоматологию.

2) Основное правило: ПОМНИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК, ПЕРВЫЙ РАЗ ПРИШЕДШИЙ К СТОМАТОЛОГУ, НЕ БОИТСЯ ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ!!! Он ещё ничего не знает о том, что его ожидает! В большинстве случаев свой страх ему передают родители, другие родственники и ровесники (если ребенок постарше).

3) Ни в коем случае НЕ говорите ребенку «НЕ БОЙСЯ» (раз мама так говорит, значит, чего-то надо бояться), «БОЛЬНО НЕ БУДЕТ» (мама так переживает- значит, может быть больно) , «БУДЕТ НЕ СТРАШНО», «НИЧЕГО НЕ БУДУТ ДЕЛАТЬ, ТОЛЬКО ПОСМОТРЯТ» (потом все-таки что-то делают — мама обманула меня). В общем, держите свои эмоции под контролем! не передавайте свой страх ребенку! Не выдавайте свое волнение — визит к стоматологу должен быть как само собой разумеющееся, необходимое.

4) До первого похода к врачу поиграйте дома в «стоматолога»: полечите зубы кукле, мишке (если ребенок уже играет).

Покажите, как надо войти в кабинет, сесть в кресло, открыть рот и подержать его так, чтобы доктор посчитал зубки, почистил грязь щеточкой, накормил их кашей, замазал пластилином.

Скажите, что мама, папа, старший брат (сестра) (если есть) и др. тоже ходят к зубному доктору показывать зубки.

Чаще всего первый визит бывает ознакомительным (« песни, танцы, сказки»): потрогать, пощупать, покататься на кресле и т.д.

5) Не ходите к стоматологу в то время, когда ребенок обычно спит, или вечером, когда устал. Ребенок должен быть сытым.

6) Не употребляйте «страшных» слов: «укол» (лучше: тебе побрызгают водичку (лекарство), чтобы зуб замерз и не болел), «сверлить» (лучше: почистят грязь, уберут из зуба мусор, который оставил червячок), «бормашина» (лучше: специальная жужжащая щеточка с моторчиком).

7) Если Вы ранее уже говорили ребенку что-то нерадостное о визитах к стоматологу, то скажите, что ошиблись (Вам было страшно, Вы были у другого доктора и т.д.)

8) Маленькие детки, которые еще не понимают таких объяснений, нуждаются лишь в уверенной, любящей маме, которая вселяет чувство безопасности.

Ведь до 2 лет он плачет в незнакомой обстановке, при незнакомых людях, которые хотят что-то с ним сделать, его пугает чувство беспомощности и беззащитности (что может быть не только на приеме у стоматолога, но и в любом другом месте). Успокаивайте его любящим голосом.

9) Если зуб уже болит, убедите ребенка, что доктор обязательно поможет: зубик перестанет болеть — его помоют, почистят, выгонят червячков, которые кусаются. Только в случае острой боли возможно насильное удержание ребенка, когда отсутствие лечения может привести к усилению боли или отягощению ситуации.

10) Во всех остальных случаях ни в коей мере нельзя применять «насилие» над ребенком! Т.е., если пришли просто на осмотр или необходимо лечение, которое можно отложить (зуб еще не болит), а ребенок сопротивляется, не показывает зубы, не садится в кресло, капризничает, то лучше перенести попытку на другой раз (может, и не один раз ещё).

Если в таких ситуациях стоматолог настаивает, чтобы кто-то держал плачущего ребенка, а он в это время «быстренько полечит» — лучше откажитесь и найдите другого доктора. Ведь основная цель — это чтобы ребенок имел здоровые зубы и правильный прикус, а не то, чтобы он в данный момент сел в кресло, открыл рот.

Нужно добиться и сохранить позитивный настрой к доктору и стоматологическим процедурам!!!

11) Если у Вас не получается уговорить ребенка, пусть попробуют наладить с ним контакт доктор и его ассистент. Иногда для этого просят родителей выйти из кабинета — после чего ребенок ведет себя по-другому, они находят «общий язык»

12) Не потакайте ребенку, не запугивайте, не угрожайте ему, не обещайте того, чего потом не сможете выполнить, ради согласия на манипуляции.

13) Если в этот раз не удалось запланированное (осмотр или плановое лечение), то не ругайте малыша, а попробуйте поговорить с ним: что ему не понравилось, может, испугало…). Может, он хочет в следующий раз прийти с другим членом семьи (с папой или мамой).

14) Если за 2-3 раза доктор и ребенок не нашли общего языка, то попробуйте сменить стоматолога: возможно, малышу просто не нравится эта тетя или этот дядя.

15) Возможно, в клинике дарят детям подарки после лечения, уточните у администратора. Если нет, то заранее купите и незаметно для малыша передайте доктору или его ассистенту вознаграждение (для ребенка). Не нужен дорогой подарок, это может быть безделушка.

Но главное, что это ему подарит доктор и похвалит — какой он молодец (ребенок).

После — обязательно и сами похвалите малыша, расскажите дома родственникам (особенно, если ранее были неудачные попытки!!!): как он хорошо себя вел, помогал доктору лечить, чистить зубик и т.д.

Помогите малышу сформировать спокойное отношение к необходимым визитам к стоматологу — это закладывается на всю его жизнь!!! (вспомните, как тяжело, а порой и невозможно, предыдущим поколениям избавиться от воспоминаний и страха к стоматологическому лечению, наверняка немало и нынешних мамочек ещё боятся лечить зубы…) Желаю вам и вашим детям найти доброго профессионала-стоматолога, (к которому ребенок будет идти как на праздник, а взрослые будут спать на приеме не от наркоза , а от расслабленного состояния полного доверия)!!! Поверьте, это реальность!!!

  • Надеюсь, рекомендации будут вам полезны.
  • Габидуллина Зульфия, врач-стоматолог

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *